Петербургские особенности современного девелопмента
И хотя название конференции также отражало упадочные настроения – «Рынок девелопмента Санкт-Петербурга: остаться в живых» - общая картина была нарисована отнюдь не одними черными красками. На общем фоне разговоров о снижении цен на аренду офисов и пустых помещений в бизнес-центрах, девелоперы через одного рассказывали об уникальных инвесторах, которые ищут помещения под специфические производственные задачи, но петербургский рынок не может им предложить ничего дельного. Отсутствие технопарков, недостатки организационного и бюрократического плана, неграмотность собственников – на первый план в обсуждении вышли не столько кризисные явления, сколько проявления незрелости рынка, его нецивилизованности. Об этих «болезнях роста» специалисты говорили подробно, и Restate приводит их краткий перечень с наиболее интересными комментариями присутствующих. Купить землю невозможно Как покупатель расценивает время кризиса для себя: это время купить самый лучший объект по лучшей цене. При этом у покупателя встают три вопроса: что такое - лучшее , как добиться лучшей цены и как выбрать оптимальный момент для покупки. Но вопросы грамотного посредничества во всех этих моментах вдруг выходят на первый план. Владислав Мягков, руководитель отдела консультаций по недвижимости Ernst&Young в Санкт-Петербурге считает, что Проблема в том, чтобы найти достаточно прозрачную компанию-партнера: «Есть скандинавский институциональный инвестор, который работает в России уже 20 лет, все знает, уже пробовал вкладывать деньги в недвижимость в России, и ему страшно понравилось. В частности – понравилось вкладывать в наиболее рискованные начальные стадии. Высадиться в центре города, все очистить, вынести чужие сети, разобраться с соседями, все сделать, затем перепродать. Ключевой вопрос в том, чтобы найти прозрачную компанию – партнера. Такого, который одевал бы «сапоги и каску», ходил и занимался бы всеми согласованиями, контактами с администрацией, другими организационными моментами, связанными с тяжелым рискованным проектом. Проверяется опыт компании, ее структура, бизнес-процессы, которыми она владеет – эта обычная процедура становится сложной. И не только чистую, прозрачную компанию, но и прозрачную, традиционную ситуацию с продажей найти очень трудно. Купить землю почти невозможно в западном понимании. Например, скандинавский инвестор, которого я упомянул, хочет купить сельхозпредприятие. Титула нет, кадастровые планы просрочены. Права на землю совершенно разнообразны - что-то есть в виде паев, что-то в виде частично оформленных земельных участков. Огромный земельный массив остается частично в долевой собственности, частично на правах постоянного бессрочного пользования – в государственной собственности. Когда начинаешь говорить: «Что же вы, ребята, прошло 20 лет, а вы так и не оформили землю, с 1 января 2010 года сроки, на это отпущенные, заканчиваются», получаешь ответ: «Авось еще продлят». И что говорить о сельской местности – все то же самое наблюдается в центре Москвы. Есть масса объектов, которые собственник так и не удосужился очистить юридически». Даже когда удается найти чистый объект, по наблюдениям господина Мягкова, покупатель и продавец зачастую не понимают, в какой стадии кризиса находится их бизнес. Первый хочет купить по максимально низкой цене, второй – продать достаточно дорого. Тем не менее, несмотря на сложности, инвестиционные фонды работают, есть инвесторы, ориентированные на краткосрочные, рискованные и высокодоходные проекты. Есть инвесторы, классические девелоперы, которые согласны выкупить уже готовый проект, эксплуатировать его 5-8 лет и выйти потом из проекта. Институциональных же инвесторов, готовых вкладывать в низкодоходные но высоконадежные проекты, в России придется подождать. Залоговые инструменты не работают Юридическая запущенность объектов действительно является препятствием, которое останавливает инвесторов среднего звена. Елена Рыжкова, руководитель практики земельного права , недвижимости и строительства компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» подтверждает точку зрения Владислава Мягкова, рассказывая о своем опыте: «Только что была проведена работа по 4 сделкам, 2 из которых распались – объекты были не готовы к продажи, а третья была буквально нами спасена и проведена, хотя условия для нее были далеко не лучшими. Еще одной мы занимаемся на сегодняшний день: производитель промышленных тканей третий месяц ищет производственную площадку. В условиях кризиса никто не хочет платить комиссионные, и обращаться к агентствам компания, разумеется, не хочет. Предложения продавцов оставляют желать лучшего: уж насколько мы лояльны к продавцам и желаем помочь им в продаже, но перед нами картина, когда года два надо потратить на юридическую подготовку объекта к продаже - трудно объяснить это англичанам». Однако с точки зрения Елены Рыжковой, есть еще одно препятствие, не менее значимое - в связи с кризисом поменялся механизм ценообразования, изменился механизм расчетов – стали менее приняты поэтапные и частичные выплаты. И еще одно очень неприятное следствие кризиса, которое видят все, кто структурирует сделки по российскому земельному праву. Это практически полное отсутствие инструментов по обеспечению залога. « Залог, поручительство, банковская гарантия – все это практически не работает, - говорит Елена Рыжкова. - Хотя цены сегодня минимальны, риски при этом становятся максимальными. Перечисляемые деньги сразу идут на покрытие каких-либо долгов покупателя – в таких условиях». Нет готовности к смене профиля объекта Быть успешным на рынке коммерческой недвижимости – значит уметь быстро меняться, подстраиваться под текущие условия. Именно этого умения и не хватает отечественным собственникам, считает Ольга Литвинова, управляющий партнер юридической компании DLA Piper. По ее наблюдениям, до сентября 2008 года на рынке присутствовали институциональные инвесторы, а сейчас их нет, и здесь их не будет еще в течение года. «Они пришли сюда, когда еще не было достаточного предложения - и вложились в масштабный девелопмент. Теперь они ввязаны сейчас в крупные девелоперские проекты стоимостью от 1 млрд долларов и выше. Именно поэтому мы их не увидим, даже когда финансирование будет более или менее восстановлено», - говорит Ольга Литвинова. «К сожалению, русские инвесторы не интересуются Россией, они увлечены другими рынками. Отечественным рынком заинтересованы (не институциональные, зачастую частные лица) инвесторы из-за рубежа: они знают Россию и работают здесь уже много лет. Сейчас активно совершаются сделки в параметре 2-5 млн. евро, неожиданно активно идет работа с Фондом имущества. Никогда мы не думали, что будем работать с городом, и вот, пожалуйста – наш клиент недавно купил ДК им. Цюрюпы. Этот слой инвесторов будут интересовать объекты только с выгодным месторасположением (в концепции location, location, location). Можно ожидать большей активности в перепрофилировании, например, складских помещений. У нас пришли крупные автомобильные концерны, нужно обеспечить им локализацию хоть на 50%, им нужны поставщики. Если мы посмотрим на рынок промышленной недвижимости, мы увидим множество складских комплексов класса А по цене 130 долларов за квадратный метр, которые пустуют. Вакантные площади в логистических комплексах могли бы быть перепрофилированы под light industry, хотя это требует достаточных вложений. Этого не происходит на сегодняшний день, и наши клиенты, которые ищут недвижимость для промышленного применения, не могут найти ее достаточно быстро». На мероприятии освещались и другие трудности, которые мешают девелоперам коммерческой недвижимости «остаться в живых». Но их большая часть сводилась к одному: отсутствие цивилизованных условий, отсутствие общепринятых правил работы. Хотя изначально тема была построена на влиянии кризиса, разговор шел в целом не о кризисных явлениях. Скорее - о том, что за благополучный в экономическом плане период времени в России сформировался пласт профессионалов, которые делили достаточно узкий рынок крупных коммерческих проектов и работали с партнерами «в теме». Теперь же этот опыт требуется применить к более приземленным проектам: работать с собственниками в регионах, искать возможности для внедрения небольших производств (но со своими особенностями), находиться в эффективном партнерстве с администрацией города как с собственником и прочее. Сложности, которые возникают на этом этапе – это сложности привыкания, они были ожидаемыми, и можно с уверенностью сказать, что переживая их, «подтягивая» к своему уровню партнеров, крупный девелопмент на самом деле выводит весь рынок на новый этап развития. Елена Горелкина, Restаte.ru
Страница сгенерирована 27.12.2024 19:35
|