Договор о сделке с недвижимостью: нужен ли нотариус?
Второй, предусмотренный Гражданским Кодексом и Федеральным Законом РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" – заключение договора в простой письменной форме. Согласно статье 550 ГК РФ "Форма договора продажи недвижимости", договор купли-продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Как следует из закона, такой договор не требует обязательного нотариального удостоверения. Рассмотрим преимущества и недостатки каждого из перечисленных способов. Оформление в нотариальной конторе физическими лицами таких документов, как, например, договор займа, завещание или доверенность в большинстве случаев оправдано – за исключением ситуаций, оговоренных законодательством, нотариус является единственным представителем закона, который может заверить документ, подтвердить дееспособность подписавшихся под ним граждан. Документ вступает в силу с момента заверения его нотариусом или с момента, оговоренного в заверяемом документе. В случае каких-то конфликтных ситуаций, требующих судебного разбирательства, доверие к документам, которые заверены нотариусом, несомненно больше, чем у составленных в простой письменной форме, особенно при невозможности присутствия одной из сторон в судебном заседании. Ситуация при сделках с недвижимостью иная. В обязанности нотариуса входит заверить факт заключения договора о сделке с недвижимостью, удостоверить личность граждан, подписавшихся под составленным документом. Однако договор вступит в действие только после его регистрации в УФРС, что занимает десять рабочих дней с момента подачи документов. Естественно, что при подаче документов в УФРС соответствующие должностные лица этой организации также должны удостоверить личности заключивших договор граждан, проверить правильность составления договора, принадлежность отчуждаемого (приобретаемого) недвижимого имущества. То есть процедура регистрации в УФРС абсолютно одинакова как для нотариально заключенного договора, так и для договора, составленного сторонами без участия нотариуса. Понятно, что далеким от юриспруденции людям достаточно сложно самостоятельно грамотно составить договор, особенно касающийся сделок с дорогостоящим недвижимым имуществом. Как правило, при составлении таких договоров обращаются к юристам, специализирующимся в данной области права. В чем отличие составления договора у нотариуса (который также, безусловно, является специалистом с высшим юридическим образованием) и юриста в области землепользования? Во-первых, если вы обратитесь к юристу, то оплата за составление договора не будет зависеть от стоимости объекта недвижимости. Это дает возможность сторонам сделки указать реальную рыночную стоимость объекта, вне зависимости от того, совершаете вы сделку с комнатой или покупаете целый дом. В нотариально удостоверенном договоре реальную рыночную цену многие не указывают только потому, что стоимость оформления исчисляется в процентном соотношении к стоимости недвижимости. Судебная практика свидетельствует о том, что зачастую единственным доказательством выплаты денег покупателем продавцу является расписка от продавца. Излишней суеты с расписками можно избежать, если стороны укажут реальную стоимость в договоре, указав, что деньги переданы. Во-вторых, в нотариальной конторе вам, скорее всего, предложат использовать один из нескольких типовых шаблонов договора, в большей или меньшей степени подходящих к вашей ситуации. Специалист в области земельного права, досконально изучив особенности именно вашей сделки, сможет составить договор, наиболее соответствующий интересам сторон, предусмотрит возможные риски, при необходимости даст рекомендации и окажет помощь по сбору дополнительных документов, исключающих возможность оспаривания сделки в дальнейшем. Возможно соглашение и по дальнейшему юридическому сопровождению собственника приобретаемой недвижимости, например ее перепродаже, сдаче в аренду, реконструкции и т.д. Не исключен вариант, при котором юрист, тщательно проанализировав представленные документы, будет рекомендовать Вам вообще отказаться от этой сделки, мотивированно указав возможные негативные варианты развития событий. В конечном итоге интересы участников сделки и взаимодействующего с ними юриста полностью совпадают, в то время, как функции нотариуса сводятся к простой констатации заключения договора. В-третьих, если в договоре нужно внести какие-либо изменения до момента его предоставления в УФРС (например, стороны решили изменить стоимость имущества или сделка в последний момент сорвалась, но продавец подыскал нового покупателя, готового приобрести недвижимость на тех же условиях), продавец может самостоятельно переписать уже готовый договор, внеся исправленные данные. Если же договор оформляется в нотариальной конторе, необходимо повторно обращаться к нотариусу, оплачивать госпошлину, то есть начинать процесс заново, что приведет к затратам как времени, так и средств. К тому же, во избежание возможных осложнений, желательно и расторгнуть ранее заключенный договор, для чего нужна добрая воля обеих сторон и их совместный визит в нотариальную контору. Можно ли сделать вывод о том, что при заключении сделок с недвижимостью нотариус является «лишним звеном»? Да, но только с одной и очень существенной оговоркой – привлекаемый к составлению договора юрист должен быть высококвалифицированным специалистом в области землепользования, иметь опыт заключения аналогичных договоров, успешного участия в судебных процессах, связанных с земельными вопросами, являться сотрудником организации, специализирующейся на сопровождении сделок с недвижимостью. Виктор Щелоков, руководитель ЗАО «ЦЕНТР ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ»
Страница от 27.12.2024 19:15
|